лого

Москва

Географический домен .RU Телефонный код (+7)495 Валюта Российский рубль - ₽

вход на сайт

Главная / Вокзалы
 

Вокзалы

Железнодорожное сообщение играет огромную, значительную роль в транспортной инфраструктуре Москвы. Железная дорога связала столицу с внешним миром, с городами и посёлками Подмосковья, районы которого стремительно захватываются мегаполисом.

В этом сборнике собраны статьи о девяти вокзалах столицы и ещё об одном маленьком уникальном вокзальчике.

Первая железная дорога России, соединившая Санкт-Петербург и Москву, была построена в 1851 году, тогда же на Каланчёвском поле появился первый Николаевский, ныне Ленинградский, вокзал.

 

Выбор места для вокзала на окраине города объяснялся наличием шума и запаха гари, исходившим от паровоза и вагонов.

Существует две версии происхождения названия Каланчёвского поля. Это было довольно заболоченное место, по которому протекали две реки, память об одной из них, Ольховки, сохранено в названии находящейся неподалёку улицы.

 

Между нынешней станцией метро «Красносельская» и Ярославским вокзалом находилось дворцовое село Красное, стоявшее на берегу огромного пруда, образованного запрудой Ольховки.

Где-то на берегу пруда находился загородный дворец царя Алексея Михайловича. Дворец украшала высокая каланча, поэтому и примыкавшее к дворцу и пруду поле назвали Каланчёвским.

По другой версии, царь Пётр после взятия Азова в 1697 году устроил в Красном селе праздник с феерверками и реконструкцией атаки на деревянную копию крепости Азов, в стенах которой стояли две башни-каланчи.

Любая версия хорошая, сейчас это уже не так важно.

 

После постройки Николаевского вокзала и последовавшего через некоторое время сооружения ещё двух, Ярославского и Рязанского, в наше время Казанского, поле привели в надлежащий вид, осушив болотца и пруд, после чего назвали его площадью.

В 1933 году в период постройки первой линии московского метро, которое сооружалось в этом месте открытым способом, и по случаю пятнадцатилетия комсомола, площадь переименовали в Комсомольскую.

Москвичи площадь перекрестили и в основном стали называть её площадью Трёх вокзалов или даже ещё проще – Три вокзала. Встречалось, но редко, название «Баны» от немецкого слова Bahnhof.

 

В 2003 году в центре пространства площади устроили сквер, в который можно попасть по подземному переходу. Доминантой сквера стал памятник первому министру путей сообщения, в 1865 – 1869 годах, автору проекта железной дороги Санкт-Петербург – Москва, Павлу Петровичу Мельникову.

Тогда же ходили слухи о желании переименовать площадь в Площадь Трёх вокзалов, но что-то не сложилось.

 

В 2013 году на Рязанском проезде у Царской башни Казанского вокзала установлен памятник Создателям российских железных дорог.

В центре скульптурной композиции возвышается бюст императора Николая I, по чьему указу железные дороги начали проектировать и строить.

Вокруг него стоят фигуры министров путей сообщения П.П. Мельникова, С.Ю.Витте, М.И.Хилкова и отца и сына Черепановых, Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича, изобретателей и строителей русских паровой машины и паровоза.

 

У фасадов каждого из трёх вокзалов стоят бюсты создателей этих великолепных зданий, К.А.Тона, Ф.О.Шехтеля и А.В.Щусева.

 

В статьях о вокзалах вы не найдёте информации о пассажиропотоках, километрах уложенных рельсов и количестве шпал. В них речь пойдёт о неповторимых, своеобразных архитектурных ансамблях, созданных великими русскими зодчими.

 

Юрий Трифонов

Бюст К.А.Тону, создателю здания Ленинградского вокзала.
Бюст Ф.О.Шехтелю, русскому Гауди, автору проекта Ярославского вокзала.
Бюст А.В.Щусеву, создателю здания Казанского вокзала.
Создатель страницы: Trifonov

Читайте в этом разделе:

добавить комментарий или дополнение

добавить
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
© 2000 AboutMoskva.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!