лого

Москва

Географический домен .RU Телефонный код (+7)495 Валюта Российский рубль - ₽

вход на сайт

Главная / Вокзалы / Ленинградский вокзал
 

Ленинградский вокзал

Первая железная дорога в России была построена в 1837 году, она соединила Санкт-Петербург с Царским Селом. Протяжённость этого для того времени чуда составила около двадцати пяти километров.

После нескольких лет успешной эксплуатации этой дороги, в 1842 году император Николай I издал указ о строительстве  железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой.

 

Понятно, что кроме прокладки железной дороги необходимы были здания вокзалов в обеих столицах. Проектирование этих сооружений император доверил своему любимому архитектору К.А.Тону, по чьему проекту был построен вокзал в Царском Селе. В это же время в Москве сооружался Храм Христа Спасителя, спроектированный также Константином Андреевичем.

Для проектирования дебаркадеров, закрывавших подъездные пути к вокзалам, в помощь Тону был отряжен специалист в этой области Р.А.Желязевич.

В итоге работы архитекторов и строителей в 1849 году в Москве и Санкт-Петербурге появились два вокзала-близнеца. Они имели двухэтажный фасад и башню с часами, длину около 50 метров и ширину около 25 метров.

Непосредственно за вокзалом находилась платформа, к которой подходили пути, накрытые дебаркадером длиной около 100 метров и шириной около 50 метров.

Первый этаж вокзала был отдан императорским покоям и залу для пассажиров. На втором этаже находились квартиры служащих и дирекции. Здание было оборудовано невиданными ватерклозетами и обогревалось несколькими печами.

Полы были выложены дубовым паркетом. Представить сейчас это невозможно.

 

Расположение для вокзала в Питере нашли сразу, а в Москве, как и в случае с Храмом Христа Спасителя Николай I выбирал из нескольких предложенных мест. Кроме Каланчёвского поля предлагалась Трубная площадь и площадь Тверской заставы.

Каланчёвскому полю было отдано предпочтение, так как в середине XIX века это была незаселённая окраина города – имелись опасения, что шум движущихся поездов будет пугать жителей, а искры, вылетающие из трубы паровозов, могут привести к пожару.

 

В августе 1851 года из Питера в Москву прошли два пробных поезда, на втором из них приехал сам Николай I. Время в пути составило 19 часов.

С ноября того же года началось регулярное сообщение между городами, по одному поезду в день, путь занимал 22 часа. Для сравнения, в наши дни эта дорога занимает от четырёх до, максимум, десяти часов.

Поначалу вокзал в Москве назывался Петербургским, в 1855 году, после смерти Николая, его сын, Александр II, назвал вокзал Николаевским.

В последующие годы вокзал дважды переименовывали: с 1923 по 1937 он был Октябрьским, и с 1937 года по настоящее время вокзал Ленинградский.

Была попытка переименовать его ещё раз, опять в Николаевский, но она не удалась.

 

В 1970-ые годы вокзал подвергся серьёзной реконструкции. Вместо перрона появился просторный кассовый зал, а на месте дебаркадера – огромный зал ожидания для пассажиров с магазинами и кафешками. Пути были перенесены дальше от старого здания. Сейчас двадцатиметровую ширину самого старого вокзала Москвы пассажиры преодолевают за секунды, не обращая внимание на интерьеры, придуманные К.А.Тоном.

Но автор проекта вокзала не забыт - перед входом в здание установлен бюст архитектора.

 

Рядом со зданием вокзала находится станция метро "Комсомольская", что очень удобно для приезжающих - этим видом транспорта можно добраться в любой район мегаполиса. 

 

Тем, кому интересно как приблизительно выглядел дебаркадер Николаевского вокзала, можно посоветовать перейти площадь и войти в здание Казанского вокзала.

Николаевскому вокзалу не долго предстояло одиноко стоять на площади, в 1862 году были построены Троицкий, теперь Ярославский, и Рязанский, ныне Казанский, вокзалы.

 

Юрий Трифонов

Зал ожидания Ленинградского вокзала с магазинами и кафе. В XIX веке здесь находились пути.
Угол Ярославского вокзала. Слева фоном башня Ленинградского вокзала.
Вид на здания Ленинградского вокзала, вестибюля станции метро "Комсомольская", Ярославского вокзала от Казанского вокзала.
Создатель страницы: Trifonov

добавить комментарий или дополнение

добавить
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
© 2000 AboutMoskva.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!