лого

Москва

Географический домен .RU Телефонный код (+7)495 Валюта Российский рубль - ₽

вход на сайт

Главная / Вокзалы / Ярославский вокзал
 

Ярославский вокзал

В 1862 году на Каланчёвском поле рядом с Николаевским вокзалом был построен Троицкий вокзал, являвшийся начальным пунктом небольшой железной дороги, соединившей Москву и Сергиев Посад.

Дорога называлась Московско-Троицкой, по конечному пункту, в котором находится Сергиево-Троицкая лавра, протяжённость пути составила около 70 километров.

 

Идея постройки железной дороги принадлежала известному русскому механику, учёному и литератору Ф.В.Чижову. Основным акционером общества по строительству был предприниматель И.Ф.Мамонтов, отец Саввы Ивановича Мамонтова, предпринимателя и мецената, последнего владельца усадьбы Абрамцево.

 

Дорога начала функционировать в 1862 году. Здание вокзала было невелико, как и соседнее здание Николаевского вокзала, оно было двухэтажным, но смотрелось несколько проще, более функционально.

 

В 1870 году железную дорогу продлили от Сергиева Посада до Ярославля через Александров и Ростов. В связи с этим переименовали и вокзал в Ярославский.

Интересно, что городская дума Переславля-Залесского, крупного в те времена города, отказалась от идеи прокладки железной дороги через этот населённый пункт. После этого развитие этого славного русского города, родины Александра Невского,  заметно затормозилось.

 

Следующим этапом строительства в 1890-ых годах стала прокладка дороги до Архангельска. Эти работы финансировал уже Савва Иванович Мамонтов, сменивший своего отца.

После пуска поездов до Архангельска старое здание вокзала перестало справляться с увеличившимся пассажиропотоком. Под руководством архитектора Л.Н.Кекушева были достроены платформы и к зданию вокзала добавили дополнительное восточное крыло.

Но и этого оказалось недостаточно. В 1904 году архитектор Фёдор Шехтель перестраивает здание вокзала в неорусском стиле, включив присущую ему фантазию и изобретательность.

Фасад Шехтеля можно видеть в наши дни. Здание приобрело черты русских сказочных теремов с башенками и характерными теремными крышами. При этом русский Гауди богато декорировал фасад и интерьеры, используя тематику русского севера. Первоначально в интерьере присутствовало панно К.Коровина тоже в северной традиции.

В нише над главным входом Шехтель расположил гербы трёх городов: Архангельска с изображением Михаила Архангела, Москвы – с Георгием Победоносцем и Ярославля – с медведем, держащим в лапах секиру.

К сожалению, при реставрациях эти изображения утрачены. Сейчас можно видеть вместо Георгия Победоносца герб Советского Союза, внизу которого почему-то сидит морж и ещё какое-то животное, вместо Михаила Архангела и медведя – барельефы на северную тему: слева рыбак на фоне корабля опорожняет сеть, хвастаясь уловом, справа – видимо оленевод с шестом, у ног которого сидит лайка.

Почему шехтелевскую идею не восстановили? Наверное потому, что в Советском Союзе другие гербы были у городов.

 

В советское время вокзал дважды переименовывали: в 1922 году в Северный, в 1955 году – обратно в Ярославский. Какая в этом была надобность догадаться трудно.

 

Любопытный факт: по маршруту Москва – Александров ходит фирменный поезд «Фёдор Чижов», не забыли автора идеи и основателя акционерного общества по постройке этой железной дороги.

 

Рядом со зданием вокзала находится станция метро "Комсомольская". Пассажиры поездов дальнего следования могут попасть в неё, пройдя через улицу, а с перронов пригородных электричек есть непосредственный проход через подземный тоннель.

 

Перед зданием вокзала на Комсомольской площади установлен бюст архитектурному фантазёру Фёдору Шехтелю. Тоже не забыли.

 

Юрий Трифонов

Интерьер здания Ярославского вокзала, проход от центрального входа к пригородным поездам.
Башня Ярославского вокзала Шехтеля в русском стиле
Интерьер здания Ярославского вокзала. На пилястрах лепнина изображает жизнь русского севера.
Создатель страницы: Trifonov

добавить комментарий или дополнение

добавить
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
© 2000 AboutMoskva.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!