лого

Москва

Географический домен .RU Телефонный код (+7)495 Валюта Российский рубль - ₽

вход на сайт

Главная / Вокзалы / Казанский вокзал
 

Казанский вокзал

В 1862 году на Каланчёвском поле практически одновременно открылись два направления железнодорожного движения и, соответственно, два вокзала.

К Николаевскому вокзалу присоединились Троицкий, с которого поезда уходили до Сергиева посада, и Рязанский, первый поезд с которого ушёл в Коломну.

Одна существенная разница была между этими двумя вокзалами – Троицкий представлял собой капитальное каменное сооружение, а здание Рязанского вокзала было деревянным. Как в сказке про поросят.

 

Каменное здание Рязанского вокзала построили только спустя два года, в 1864 году. Это было одноэтажное строение, крайне неудобное для пассажиров, зато платформа, пути и сам вокзал были накрыты единой крышей. К тому же центр здания украшала башня – на Каланчёвском поле построили, значит надо соответствовать названию.

Интересно, что фасад здания Рязанского вокзала был сориентирован не на площадь, на которой находились его собратья, Николаевский и Троицкий, а на запад, в сторону Рязанского проезда. Хотя всё объяснимо – направление движения поездов было нацелено на восток, а все здания вокзалов строились таким образом, что их длинная сторона была перпендикулярна направлению движения поездов.

 

С первых дней эксплуатации вокзала начались разговоры о необходимости постройки более просторного и удобного для пассажиров и обслуживающего персонала сооружения.

Однако, конкурс на создание проекта нового терминала был объявлен только в 1910 году. К этому времени вокзал успел сменить своё название – в связи с продлением железной дороги до Казани в 1893 году, его назвали Казанским. Собрат, стоящий напротив, через площадь, не отстал от него – из Троицкого он стал Ярославским.

 

В конкурсе основными соперниками были уже признанные архитекторы: Ф.О.Шехтель, по проекту которого шестью годами ранее построили сказочно-древнерусское здание Ярославского вокзала, и А.В.Щусев, только что завершивший постройку Покровского собора в Марфо-Мариинской обители.

Комиссия, рассматривавшая проекты конкурсантов, отдала предпочтение работе Щусева.

Проект был отдан автору на доработку с пожеланием создать совершенно необыкновенное здание, в архитектуре которого должны были соединиться европейские и азиатские черты, ведь первоначальное направление поездов Казанского вокзала было именно восточное.

Сегодня любой из нас может проэкзаменовать мастера и оценить его творческие усилия, попытавшись определить, выполнил он пожелания заказчиков или нет.

 

Стройка велась большими силами, но прерывалась в годы Первой Мировой войны и революции. Окончилось строительство только в 1940 году, но всех своих идей и замыслов архитектор не воплотил. По чертежам А.В.Щусева уже после его смерти достраивалась довольно большая часть вокзального комплекса.

 

Казанский вокзал сегодня – это действительно целый комплекс, вероятно один из самых больших и оригинальных построек такого типа не только в Москве.

В здание вокзала можно попасть не только с улицы, но и из метро, со станции «Комсомольская». Кстати, авторство проекта станции метро «Комсомольская-кольцевая» также принадлежит Щусеву.

Здание построено в виде огромной буквы «П», образуя железнодорожное патио.

Платформы и пути перекрыты дебаркадером с волнообразной крышей.

Фасады не только разнообразны, но и разновысоки. По углам фасада, выходящего на Комсомольскую площадь, стоят башни. Одна из них копирует самую оригинальную башню – ладью московского Кремля, Кутафью, а вторая – символ Казани, самую необычную многоступенчатую башню казанского Кремля, Сююмбике.

Кстати, среди башен московского Кремля есть башня, похожая на башню Сююмбике, - Боровицкая.

 

Неподражаемы часы на фасаде здания – вместо цифр на циферблате изображены знаки зодиака, выполненные по рисункам архитектора. Не циферблат, а зодиакоблат.

Росписи залов вокзала-дворца выполнены известными русскими художниками: А.Н.Бенуа, Н.К.Рерихом, Б.М.Кустодиевым, Е.Е.Лансере, З.Е.Серебряковой.

 

Последним штрихом ансамбля явился клуб-театр в восточной части комплекса, построенный в 1927 году. Он так и назывался, Образцовый рабочий клуб-театр. Позднее его назвали Клубом имени Октябрьской революции, а с 1937 года он называется ЦДКЖ – Центральный Дом Культуры Железнодорожников.

В нём находится не только театр, но и несколько ресторанов с шикарными интерьерами.

В романе «12 стульев» именно сюда приходят Воробьянинов и Бендер за последним стулом и узнают, что на Кисины драгоценности построено это великолепие.

 

Жаль, что творец этого потрясающего архитектурного шедевра не увидел его в полном объёме, он умер в 1949 году, уже без него достраивались корпуса со стороны Новорязанской улицы и Рязанского проезда, включая причудливую Царскую башню. Хотя, почему не увидел. Если бы он этого не видел, то и не создал бы.

 

Юрий Трифонов

Один из фасадов здания Казанского вокзала.
Перроны Казанского вокзала.
Дебаркадер над перронами и путями Казанского вокзала.
Создатель страницы: Trifonov

добавить комментарий или дополнение

добавить
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
© 2000 AboutMoskva.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!