лого

Москва

Географический домен .RU Телефонный код (+7)495 Валюта Российский рубль - ₽

вход на сайт

Вокруг Кремля

Вокзалы

Вблизи Москвы

Дворцы и парки

Земли Романовых

Земляной город за Никитск

Земляной город за Яузским

Ивановская горка

Интересные дома Москвы

Кладбища

Классики литературы

Книги о Москве

Лефортово

Маршруты

Миусы

Метрополитен

Монастыри Москвы

Москва в кино

Московские байки

Останкино - ВДНХ

Остров

Памятники

Пешеходные зоны

Площади

Разнообразное

Рассказы о москвичах

Старообрядческие храмы

Сущёво и Новосущёво

Таганский холм

Хамовники

Храмы Москвы

Храм Христа Спасителя. Пр...

Храм Христа Спасителя. Пр...

Современный Храм Христа С...

Храм Василия Блаженного

Меншикова башня

Храм Трифона

Московская соборная мечет...

Храм иконы Божией Матери ...

Храм Ризоположения на Дон...

Храм Филиппа митрополита

Храм святителя Николая в ...

Скорбященский храм на Бол...

Храм Николы в Толмачах

Храм Климента, папы Римск...

Храм Воскресения Христова...

Храм Усекновения Главы Ио...

Храм Черниговских чудотво...

Храм Сошествия Святого Ду...

Армянский храмовый компле...

Храмы Сретенки

Церковь Спаса на Песках

Басманные храмы

Елоховский собор

Григория Неокесарийского ...

Успенский храм на Большой...

Щипок

Улочки и переулочки

Новости

Главная / Храмы Москвы / Басманные храмы
 

Басманные храмы

Басманная слобода образовалась в XVII веке к северо – востоку от Кремля за валом Земляного города. Центром слободы была приходская церковь, стоявшая на месте храма Никиты Мученика в начале нынешней Старой Басманной улицы, дом 16.

 

Существует две версии происхождения названия слободы. По первой здесь жили пекари, выпекавшие особенный хлеб для царского двора, на который ставили специальное клеймо «басман». По второй – жителями слободы были мастера – чеканщики, работавшие по тонким листам металла, которые называли «басма», в том числе они изготавливали оклады икон. Могли соседствовать в слободе и пекари, и чеканщики.

А если кто-то поселился раньше, например, пекари, и по хлебу назвали слободу, то чеканку могли называть по слободе. И наоборот, могли сначала чеканщики поселиться, тогда клеймо на хлебе по слободе стали называть. Не разберёшься теперь. Но басмачи, азиатские партизаны, точно в слободе не жили. Название этих воинов тоже произошло от слова «басма», что означает «налёт».

Тогда выходит, что первыми жителями Басманной дворцовой слободы были всё-таки пекари.

 

Храм великомученика Никиты в Старой Басманной слободе был построен в 1751 году. По некоторым признакам, архитектурным и художественным, специалисты относят его к творчеству Д.В.Ухтомского, приверженца стиля московского или нарышкинского барокко.

Во время царствования великого князя Василия III на этом месте, рядом с его путевым дворцом, остатки которого можно видеть сегодня, дом № 15, строение3,  была построена церковь, освящённая в честь Владимирской иконы Божией матери. Она была построена в память о проводах этой иконы во Владимир. Приносили её для молитвы о защите Москвы от очередного татарского нашествия.

Проводы иконы состоялись 15 сентября 1518 года, в день чествования великомученика Никиты, поэтому позже, в XVII веке один из приделов освятили в честь этого святого.

По некоторым данным, существует подземный ход, ведущий из храма Никиты Мученика в бывший путевой дворец Василия III. С этим ходом связана история одного ограбления в советскую эпоху, когда в храме находился склад дорогих тканей. Нечего в святых местах склады устраивать.

Басманная слобода знменита, в числе прочего, рождением в ней в 1469 году святого Василия Блаженного.

 

В годы правления Петра I к северу от Басманной слободы царь расселил свои полки, эту местность стали называть Капитанской или Ново-Басманной слободой.

Именно через Ново-Басманную слободу предпочитал проезжать Пётр, направляясь в Преображенское или в Немецкую слободу, попутно инспектируя свои полки.

В 1705 году Пётр повелел построить слободской храм по его монаршим рисункам.

В этом же году церковь начали строить по проекту архитектора И.П.Зарудного.

Однако, вскоре Пётр перевёл свои полки в Санкт – Петербург, к тому же, запретил строить в Москве каменные сооружения – весь строительный материал шёл на постройку новой столицы.

Храм достроил архитектор И.Ф.Мичурин в 1728 году, его освятили в честь святых апостолов Петра и Павла. Форма храма иллюстрирует политику Петра, ориентированную на западно – европейскую культуру, достаточно взглянуть на своеобразный шпиль в виде неправильной пирамиды.

Колокольню в стиле нарышкинского барокко в 1745 году построил архитектор К.И.Бланк, как бы напомнив Петру, что он не только Романов, но и наполовину Нарышкин. Очень интересен этот архитектурный памятник, соединивший два стиля.

Хороша и решётка ограды храма XVIII века.

Петропавловский храм находится на Новой Басманной улице, дом 11.

 

Юрий Трифонов

 

Колокольня храма Петра и Павла на Новой Басманной.
Храм Петра и Павла на Новой Басманной улице.
Нарышкинское барокко в бывшей усадьбе Нарышкиных
Создатель страницы: Trifonov

добавить комментарий или дополнение

добавить
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
© 2000 AboutMoskva.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!