лого

Москва

Географический домен .RU Телефонный код (+7)495 Валюта Российский рубль - ₽

вход на сайт

Главная / Метрополитен / Метро до и во время ВОВ
 

Метро до и во время ВОВ

Первая очередь московского метро была построена в рекордно короткий срок, всего за полтора года было возведено 13 станций и проложено 11,2 километра трассы.

В основном тоннели сооружали открытым способом, в частности на участках от станции «Сокольники» до «Комсомольской» и от «Библиотеки имени Ленина» до «Парка Культуры», здесь станции и пути лежат на глубине около десяти метров.

В центре города, где работали шахтёры, трассы расположены значительно глубже.

 

Работы открытым способом велись прямо по улицам, между рядами домов. В память об этом улица Остоженка в 1935 году была переименована в Метростроевскую и только в 1986 году ей вернули историческое название.

 

После долгих споров проектировщики утвердили тип платформ метро – из двух вариантов, островной или с двумя боковыми платформами, был выбран первый.

 

В качестве типов перекрытий решили использовать четыре варианта: трёхсводчатый как на станциях «Охотный ряд», «Дзержинская», «Кировская», «Красные ворота», трёхпролётный с безбалочным прямым потолком и двумя рядами колонн на платформах, как на станциях «Сокольники», «Комсомольская», «Дворец Советов», «Парк Культуры», «Арбатская», «Смоленская» и только станция «Библиотека имени Ленина» получила платформу без колонн с односводчатым потолком и станция "Красносельская" - двухпролётный потолок с одним рядом колонн в середине платформы.

На станции "Комсомольская" над путями, во всю их длину, нависает балкон, вдоль которого установлен ещё один ряд колонн. Потолок над балконом образует ещё один пролёт, так что с учётом балкона эта станция по своему уникальна - она суммарно пятипролётная.

 

Абсолютно уникальна станция «Улица Коминтерна», она четырёхпролётная с прямым потолком и имеет две боковые искривлённые платформы. Искривление объясняется тем, что подъездные пути только так проходили между зданием Манежа и Кутафьей башней Кремля.

В 1946 году эту станцию переименовали в «Калининскую», так же как и улицу Коминтерна в улицу Калинина. В 1990 году несколько дней станция называлась «Воздвиженка», но в итоге получила нынешнее название «Александровский сад».

 

В 1937 году появилась станция «Киевская», соединившаяся со «Смоленской» метромостом.

В 1938 году произошло «рождение» сразу двух веток – «синей» и «зелёной».

На «синей» было открыто движение от станции «Улица Коминтерна» до «Курской», при этом движение по «красной» линии стало осуществляться по прямой, без ответвления в сторону станции «Киевская».

На «зелёной» поезда соединили посёлок «Сокол» с центром города, станцией «Площадь Свердлова», которая в наше время называется «Театральная».

 

Работы по строительству метрополитена продолжались до начала Великой Отечественной войны, но были прерваны в 1941 году. В октябре 1941 года вся транспортная система оказалась под угрозой уничтожения, готовился подрыв метро, чтобы важный стратегический объект не достался врагу. Однако, решение о взрыве, по счастью, отменили.

Во время войны работы по строительству были продолжены с 1942 года, сразу после снятия угрозы сдачи Москвы гитлеровцам, и до Победы в строй было сдано семь новых станций.

«Зелёную» ветку пополнили станции «Павелецкая», «Новокузнецкая» и «Завод имени Сталина», последняя была переименована в 1956 году в «Автозаводскую».

К «синей» добавились «Бауманская», «Электрозаводская», «Сталинская» и «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». На этой ветке тоже не обошлось без переименований. Станция «Сталинская» с 1961 года называется «Семёновская», а «Измайловский парк имени Сталина» в 1948 году стала «Измайловской», в 1963 году - «Измайловский парк» и в 2005 году – «Партизанская». Страсть какая-то к переименованиям.

 

В настоящее время сорок четыре станции московского метрополитена внесены в реестр объектов культурного наследия, а проекты ряда станций получили престижные международные премии на архитектурных выставках.

Московское метро признано самым удобным и красивым из аналогичных видов транспорта всех городов мира.

 

Юрий Трифонов

Станция метро "Чистые пруды", в 1935 году "Кировская". 
Среднее пространство появилось в 1971 году при строительстве станции "Тургеневская".
Станция метро "Арбатская" Филёвской линии.
Наземный павильон станции метро "Арбатская" Филёвской линии.
Создатель страницы: Trifonov

добавить комментарий или дополнение

добавить
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
© 2000 AboutMoskva.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!