лого

Москва

Географический домен .RU Телефонный код (+7)495 Валюта Российский рубль - ₽

вход на сайт

Главная / Вокруг Кремля / Кольца Москвы
 

Кольца Москвы

Китайгородские стены, ограничивающие территорию Москвы, были построены при Елене Глинской в 1538 году, но уже тогда они не охватывали все окрестные поселения ремесленников, называвшиеся слободами.

С XIV века существовало ещё одно кольцо укреплений вокруг Кремля и Китай-города, представлявшее собой земляную насыпь с деревянными стенами по её верху.

Во время набегов крымских татар эта фортификация постоянно разрушалась и в 1571 году была разрушена практически полностью, тогда же было принято решение о постройке на её месте каменной стены. Территория внутри этой стены была названа Белым городом.

 

В конце XVI века, при Борисе Годунове, было выстроено ещё одно оборонительное кольцо в виде земляного вала. Оно должно было сдержать натиск врагов во время очередных татарских набегов и войны со Швецией.

Но и это оборонительное укрепление долго не простояло, оно было уничтожено в 1611 году польскими интервентами.

Более серьёзные земляные укрепления с использованием камня и каменными же проездными воротами построили при царе Михаиле Фёдоровиче Романове в 1638 году.

Территорию внутри Земляного вала назвали Земляным городом. Земляной вал в 1742 году стал официальной границей Москвы.

 

В 1742 году был построен ещё один земляной вал, большего диаметра, он был назван Камер-Коллежским, названным по налоговому органу России, Камер-Коллегии, и служил таможенной границей Москвы. В этом вале были устроены заставы, места въезда и выезда из города у основных дорог, подходящих к столице.

С 1864 года Камер-Коллежский вал стал новой границей города.

 

Со временем фортификационная надобность во всех этих укреплениях отпала и их начали уничтожать.

Стены Белого города разобрали в конце XVIII века и на их месте разбили бульвары. О существовании стены напоминают некоторые названия площадей: Пречистенские ворота, Арбатские ворота, Никитские ворота, Петровские ворота, Сретенские ворота, Мясницкие ворота, Покровские ворота, Яузские ворота.

Название «Бульварное кольцо» появилось, видимо, в то время, когда по бульварам проходила линия конки, а позже трамвая. Действительно, трасса была кольцевая, она замыкала круг вдоль набережной Москвы-реки. Сами бульвары имеют вид подковы, начинаясь у Пречистенских ворот и заканчиваясь у Яузских.

 

К 1830 году был срыт Земляной вал. Первоначально на его месте горожане высадили фруктовые деревья, позже здесь организовали проезжую часть, которую назвали Садовым кольцом.

О существовании на месте этого кольца насыпи говорят названия улиц: Земляной вал, Коровий вал, Крымский вал, Зацепский вал, Валовая улица.

 

Проследить по названиям сегодняшних улиц местонахождение Камер-Коллежского вала, срытого в конце XIX века, совсем просто - названия валов идут по кругу один за другим, например, Сущёвский, Преображенский, Измайловский, Семёновский, Госпитальный, Золоторожский, Рогожский. Встречаются не только улицы, но и бульвары: Серпуховский, Бутырский, Даниловский.

В некоторых местах в разрывах вала сохранились названия застав, теперь это площади, Рогожская застава, к примеру. Бутырская застава это площадь Савёловского вокзала, Тверская – Белорусского вокзала, Крестовская – Рижского вокзала.

 

Любопытно, что следующие границы Москвы, очередные кольца появились в XX веке. В 1908 году такой границей стала Московская окружная железная дорога. Первоначально планировалось сделать её четырёхпутной: два пути для пассажирских перевозок и два для грузовых. Из-за недостатка средств построили только грузовые пути, это было важнее. Дорога связала все железнодорожные линии, приходящие к вокзалам города, при этом она освободила вокзалы от необходимости складировать и транспортировать грузы другим видом транспорта, вероятно в то время гужевым.

В наше время к вопросу перевозки пассажиров по окружной железной дороге решили вернуться, дорогу должны полностью электрифицировать и организовать новый городской пассажирский вид транспорта.

 

Окружная железная дорога в 1960 году перестала быть городской границей, эту функцию приняла на себя Московская кольцевая автодорога.

По всей своей длине она была открыта в 1962 году и представляла собой довольно убогое по современным меркам зрелище – две полосы в каждом направлении при полном отсутствии освещения. Реконструирована МКАД была совсем недавно, в 1999 году, но продолжает достраиваться и совершенствоваться.

 

Определить нынешние границы Москвы довольно сложно, пока они утратили кольцевую форму, но как знать, может быть очень скоро вернётся их привычный исторический вид.

 

Юрий Трифонов

Верстовой столб у Рогожской заставы, надписи: "1783 год", "От Москвы 2 версты". Значит 2 версты разделяло Земляной город и Камер-Колежский вал.
Вид на конец Гоголевского бульвара, на его месте стояла стена Белого города.
Начало Чистопрудного бульвара с памятником А.С.Грибоедову (часть стены Белого города).
Создатель страницы: Trifonov

добавить комментарий или дополнение

добавить
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
© 2000 AboutMoskva.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!