лого

Москва

Географический домен .RU Телефонный код (+7)495 Валюта Российский рубль - ₽

вход на сайт

 

Спирали судьбы

Общеизвестна история о том, как граф Николай Петрович Шереметев, один из богатейших людей России, сенатор, меценат, основатель Странноприимного дома, в котором сейчас находится институт Склифософского, построивший в 1772 и в 1774 годах театрально-дворцовые усадьбы Останкино и Кусково, организатор крепостного театра, покровитель талантливых крепостных артистов, художников и архитекторов, братьев Аргуновых в частности, в 1801 году женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалёвой – Жемчуговой.

 

В то время он уже купил дом на углу Воздвиженки и Романова переулка, на бывших землях Нарышкиных, так называемый «Наугольный дом».

Венчание Николая Петровича и Прасковьи Ивановны прошло по-тихому, без излишней огласки в церкви Симеона Столпника, находившейся недалеко от дома, на Поварской. Эта церковь чудом сохранилась, её можно увидеть на углу Поварской и Нового Арбата.

Свадьбу отпраздновали в «Наугольном» тоже без пафоса.

Надо же было такому случиться, что через сто двадцать с небольшим лет пра-правнук Николая Петровича, тоже Николай Петрович Шереметев пусть не во всём, но повторил поступок своего пра-прадеда.

 

В 1922 году, за три месяца до своей смерти, Евгений Вахтангов представил на суд зрителей свою самую знаменитую пьесу по сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот». Главную роль в спектакле играла Цецилия Мансурова, первая исполнительница строптивой принцессы. Николай Петрович однажды пришёл в Третью студию МХТ, находившуюся в Мансуровском переулке, и, увидев эту актрису, влюбился без памяти. Кстати, Цецилия Воллерштейн взяла себе псевдоним по названию переулка, в котором находилась основанная Вахтанговым студия.

В это время семья Шереметевых получила разрешение на эмиграцию, но Николай Петрович пренебрёг этой возможностью и, женившись на Цецилии, остался в СССР. Из-за своего происхождения он имел массу неприятностей, неоднократно арестовывался, но не терял бодрости духа.

Вот такие оригинальные спирали придумывает жизнь.

 

В 1997 году, к 75-летнему юбилею премьеры спектакля «Принцесса Турандот» у стены театра имени Евгения Вахтангова на Арбате, 26, преобразованного из Третьей студии МХТ в 1926 году, был установлен золотой памятник-фонтан знаменитой жизнеутверждающей пьесе-сказке, ставшей символом и талисманом этого московского дома мастеров сцены. Памятник хорошо смотрится в тёмное время суток, благодаря подсветке, возле него всегда многолюдно, москвичи и гости города с удовольствием фотографируются на его фоне.

 

Кто бы мог подумать, что может быть какая-то связь между Мансуровским переулком между Остоженкой и Пречистенкой и «Наугольным домом».

 

Юрий Трифонов

Вид на церковь Симеона Столпника с противоположной стороны Нового Арбата.
Вид на странноприимный дом графа Н.П.Шереметева от пересечения Садового кольца и Сретенки.
Вид на Мансуровский переулок со стороны Остоженки. Возможно, на месте "Тифлисского дворика" находилась студия Е.Б.Вахтангова.
Создатель страницы: Trifonov

добавить комментарий или дополнение

добавить
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования
© 2000 AboutMoskva.ru
    Чем больше знаешь, тем реже влипаешь!